Автоэксперты объясняют, как не застрять зимой в сугробе

Застрять на автомобиле особенно зимой можно не только где-то на бездорожье, но и в сугробе возле собственного дома. Если автомобиль только начал буксовать, но еще не сел на днище, есть шанс выехать из западни своим ходом. Для этого нужно использовать приём выезда в раскачку. Раскачка нужна для того, чтобы колеса смогли накатать плотную колею, по которой автомобиль сможет набрать ход и выехать из засадного места. Для этого нужно тронуться без пробуксовки и почувствовать момент, когда колеса упрутся в уступ из снега или грунта и не смогут дальше катится.

Здесь возникает обратный «клевок», возвращающий машину в исходное положение. Если во время «клевка» включить задний ход и слегка поддать газку, это усилит импульс и позволит машине переместиться назад чуть дальше исходной точке. То есть колеса прогнут уступ, находившийся за ними. Когда колеса все же упрутся в него, возникает обратный клевок, который необходимо использовать уже для движения вперед. Так колеса накатывают твердую колею и мы увеличиваем амплитуду раскачки. На моделях с механикой этот прием дается легко. Для его отработки попробуйте раскачать машину, сначала играя одним лишь сцеплением.

Школа вождения зимой

Включаете первую или вторую передачу, отпускаете сцепление и без газа пытаетесь тронуться вперед. Когда колеса упрутся и возникнет обратный «клевок», выжмите сцепление и откатитесь назад. Затем проделайте то же самое при движении назад: выжмите сцепление, когда упрутся задние колеса и откатывайтесь вперед, когда почувствуете, что у колес появился свободный ход. Попробуйте повторить прием, добавляя газку при старте. Затем объедините движение вперед и назад, как только колеса упрутся в закраину, врубайте заднюю передачу, быстро отпуская сцепление в момент обратного импульса и добавьте газа. Когда колеса упрутся в противоположных закраину, включайте первую передачу и трогайтесь в момент обратного «клевка». Главное — успеть поймать колебания машины и повторять прием, увеличивая амплитуду раскачки.

Школа экстремального вождения: как не застрять зимой на машине с «автоматом»

Школа экстремального вождения: как не застрять зимой на машине с "автоматом"

Теперь поговорим, как не застрять зимой на машине с автоматической коробкой передач. На «автомате» тоже можно выехать в раскачку, но водителю будет труднее дозировать тягу и чувствовать грань между качением колес и пробуксовкой. Стартовать лучше с двух педалей, например, в режиме D. Водитель должен слегка нажать на «кушетку» прежде, чем отпустит педаль тормоза. Это обеспечит колесам более мощный импульс за мгновение до момента, когда колеса упрутся в уступ. Затем необходимо быстро перекинуть селектор в R и дать газку. Далее нужно сделать то же самое, когда колеса задним ходом упрутся в уступ. То есть шофер должен работать с селектором АКПП с опережением, чтобы коробка успела включить нужную передачу в момент «клевка» машины.

Если выезд в раскачку дается тяжело, попробуйте снизить давление в шинах. У стравленной покрышки увеличивается пятно контакта с поверхностью, и удельное давление на грунт снижается. К тому же она легче наползает на препятствие. Сначала стравите до 1,5 атмосфер, если это не поможет, и машина все равно не желает ехать, стравите до одной атмосферы или даже чуть ниже. Официально производители шин не рекомендуют снижать давление из-за опасности повреждения шины. Но ситуацию с глубоким снегом мы будем считать исключением для нашего упражнения.

Расскажем, какие лучше выбрать зимние шины

И напоследок важное послесловие: езда в раскачку не лучшим образом сказывается на ресурсе сцепления у механики и фрикционов у автомата. Поэтому если во время выезда из засадного место вы почувствовали запах горелого или на приборке зажегся индикатор перегрева трансмиссии, остановитесь и сделайте паузу. Дайте остыть механизму, а, если честно, пользоваться этим приемом лучше только в крайнем случае.